Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)
- Интеллектуально-мнестические
- Морально-этические
- Поведенческие (бихевиоральные)
- Физические и неврологические
- Эмоциональные
Интеллектуально-мнестические нарушения
- снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,
- ухудшение успеваемости,
- сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять
- главное,
- «застревание» на мелочах и неудачных примерах,
- плохая сообразительность и «бестолковость»,
- быстрая истощаемость с "отказными" реакциями,
- плоский юмор,
- бедность воображения,
- поверхностность суждений, легкомысленность,
- нарушения логического мышления,
- снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ,
- снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от
- употребления ПАВ,
- снижение способности к адаптации и коммуникабильности в
- нормативных (ненаркотических) социальных средах,
- инфантилизм,
- ослабление целеустремленности.
Морально-этические нарушения
нарастающая лживость, лицемерие, лень,- циничность, сквернословие, использование жаргона,
- «ветренность», хвастливость,
- снижение ответственности перед членами семьи и друзьями,
- безразличие к их печалям и горю,
- неуважение к старшим и мнению других людей,
- пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,
- безответственность,
- обвинение в своих неудачах окружающих,
- склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы,
- изворотливость,
- притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и
- гражданского долга,
- склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,
- склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание
- конфликтных ситуаций,
- сексуальная распущенность,
- потеря чувства дружбы и любви
- установка на нетрудовое добывание денег - воровство,
- мошенничество, грабеж и пр.,
- показной патриотизм или антипатриотизм,
- садо-мазохистские тенденции,
- ослабление чувства сострадания,
- появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,
- неадекватность самооценки (заниженная или завышанная),
- легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,
- езразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).
Поведенческие (бихевиоральные) нарушения
- низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,
- неопрятный или вычурный внешний вид,
- прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным
- причинам,
- уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,
- исчезновение из дома на несколько дней,
- воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники,
- воровство вне дома,
- избегание общения с членами семьи,
- склонность к прослушиванию специфической музыки,
- выпрашивание денег у родителей под различными предлогами,
- использование денег не по назначению,
- изменение круга общения,
- преимущественное общение наркоманами или асоциальными
- личностями,
- прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков,
- культурно-массовых мероприятий,
- продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга,
- непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали
- родители,
- получение частых сообщений на пейджер,
- агрессивная или болезненная реакция на критику,
- конфликтное отношение с членами семьи,
- совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей,
- подруг,
- частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или
- туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются
- войти в такую комнату,
- демонстративное суицидальное поведение.
Физические и неврологические
- изменение привычного цвет кожного покрова и слизистых (чаще
- всей кожа лица и видимые слизистые бледные),
- снижение веса тела,
- изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при
- злоупотреблении гашишем,
- бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,
- боли в конечностях, особенно в суставах ног,
- боли в позвоночнике,
- сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной
- абстиненции,
- изменение размера зрачков (сужение или расширение),
- упадок сил, чувство утраты энергии,
- нарушение координации движений,
- расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,
- ослабление либидо и потенции,
- следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,
- специфический запах изо рта, запах одежды.
- Эмоциональные нарушения
- пониженное или повышенное настроение,
- повышенная возбудимость, несдержанность,
- беспокойство, тревога, страх,
- суточные колебания аффектов,
- эмоциональная лабильность,
- неустойчивость аффектов,
- безучастие, подавленность,
- заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,
- эмоциональная тусклость,
- замедленная или несвязная речь,
- гипомимичность,
- ипохондрия,
- суицидальные тенденции,
- истеричность,
- тоскливо-злобное настроение.
Очевидные признаки использования ПАВ
- Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.
- Шприцы, медицинские иглы. Закопченные ложечки. Маленькие закопченные ложечки. Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.
- Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия. Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.
Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ?
Общие положения
- Проанализировать факты.
- Не сообщать случайным людям о подозрении.
- Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.
Что делать родителям?
- Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.
- Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер
- наказания.
- Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку
- рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
- Объяснить опасность употребления ПАВ.
- Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и
- возможные сопутствующие заболевания.
- Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания
- лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
- Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться
- убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние
- здоровья.
- Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание
- и поддержку в осуществлении вторичных профилактических
- мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ,
- срывов и рецидивов заболевания).
- Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым
- мероприятиям.
- Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка,
- понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.
Что делать педагогу?
- Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.
- Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.
- Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.
- Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.
- Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.