Полезные ссылки
Российское общество «Знание» запускает круглосуточную трансляцию Знание.ТВ! Все самые яркие события Международной выставки-форума «Россия» и выступления выдающихся людей нашей страны вы увидите именно здесь! Можно будет круглосуточно в любое для вас удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития! Ещё больше знаний ждёт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!

Музей Памяти
 Дети, подростки и молодёжь приобщаются к наркомании гораздо быстрее, чем взрослые, и по­следствия у них более тяжёлые. Мы должны сде­лать решительный шаг к реальному и действенно­му объединению профессионалов — педагогов, психологов, медиков, работников социальных, правоохранительных органов, членов обществен­ных движений и организаций, родителей; опреде-лит> наиболее оптимальные пути активной, на­ступательной профилактики наркомании.


 Основные признаки употребления ПАВ (наркотики, транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)
  1. Интеллектуально-мнестические
  2. Морально-этические
  3. Поведенческие (бихевиоральные)
  4. Физические и неврологические
  5. Эмоциональные
Интеллектуально-мнестические нарушения
  • снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,
  • ухудшение успеваемости,
  • сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять
  • главное,
  • «застревание» на мелочах и неудачных примерах,
  • плохая сообразительность и «бестолковость»,
  • быстрая истощаемость с "отказными" реакциями,
  • плоский юмор,
  • бедность воображения,
  • поверхностность суждений, легкомысленность,
  • нарушения логического мышления,
  • снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ,
  • снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от
  • употребления ПАВ,
  • снижение способности к адаптации и коммуникабильности в
  • нормативных (ненаркотических) социальных средах,
  • инфантилизм,
  • ослабление целеустремленности.
Морально-этические нарушения
нарастающая лживость, лицемерие, лень,
  • циничность, сквернословие, использование жаргона,
  • «ветренность», хвастливость,
  • снижение ответственности перед членами семьи и друзьями,
  • безразличие к их печалям и горю,
  • неуважение к старшим и мнению других людей,
  • пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,
  • безответственность,
  • обвинение в своих неудачах окружающих,
  • склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы,
  • изворотливость,
  • притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и
  • гражданского долга,
  • склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,
  • склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание
  • конфликтных ситуаций,
  • сексуальная распущенность,
  • потеря чувства дружбы и любви
  • установка на нетрудовое добывание денег - воровство,
  • мошенничество, грабеж и пр.,
  • показной патриотизм или антипатриотизм,
  • садо-мазохистские тенденции,
  • ослабление чувства сострадания,
  • появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,
  • неадекватность самооценки (заниженная или завышанная),
  • легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,
  • езразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.). 
  Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающееразрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.
Поведенческие (бихевиоральные) нарушения
  • низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,
  • неопрятный или вычурный внешний вид,
  • прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным
  • причинам,
  • уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,
  • исчезновение из дома на несколько дней,
  • воровство из денег, ценностей, одежды, книг, видео- и аудиотехники,
  • воровство вне дома,
  • избегание общения с членами семьи,
  • склонность к прослушиванию специфической музыки,
  • выпрашивание денег у родителей под различными предлогами,
  • использование денег не по назначению,
  • изменение круга общения,
  • преимущественное общение наркоманами или асоциальными
  • личностями,
  • прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков,
  • культурно-массовых мероприятий,
  • продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга,
  • непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали
  • родители,
  • получение частых сообщений на пейджер,
  • агрессивная или болезненная реакция на критику,
  • конфликтное отношение с членами семьи,
  • совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей,
  • подруг,
  • частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или
  • туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются
  • войти в такую комнату,
  • демонстративное суицидальное поведение.

Физические и неврологические
  • изменение привычного цвет кожного покрова и слизистых (чаще
  • всей кожа лица и видимые слизистые бледные),
  • снижение веса тела,
  • изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при
  • злоупотреблении гашишем,
  • бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,
  • боли в конечностях, особенно в суставах ног,
  • боли в позвоночнике,
  • сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной
  • абстиненции,
  • изменение размера зрачков (сужение или расширение),
  • упадок сил, чувство утраты энергии,
  • нарушение координации движений,
  • расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,
  • ослабление либидо и потенции,
  • следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,
  • специфический запах изо рта, запах одежды.
  • Эмоциональные нарушения
  • пониженное или повышенное настроение,
  • повышенная возбудимость, несдержанность,
  • беспокойство, тревога, страх,
  • суточные колебания аффектов,
  • эмоциональная лабильность,
  • неустойчивость аффектов,
  • безучастие, подавленность,
  • заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,
  • эмоциональная тусклость,
  • замедленная или несвязная речь,
  • гипомимичность,
  • ипохондрия,
  • суицидальные тенденции,
  • истеричность,
  • тоскливо-злобное настроение.
Очевидные признаки использования ПАВ
  • Следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях.
  • Шприцы, медицинские иглы. Закопченные ложечки. Маленькие закопченные ложечки. Бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.
  • Таблетки, капсулы, успокающего, снотворного или обезболивающего действия. Наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.

Правила, которых следует придерживаться, если возникло подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ?
Общие положения
  1. Проанализировать факты.
  2. Не сообщать случайным людям о подозрении.
  3. Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.
Что делать родителям?
  • Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.
  • Поговорить с ребенком, избегая угроз и применения физических мер
  • наказания.
  • Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку
  • рассказать о своем пристрастии к ПАВ.
  • Объяснить опасность употребления ПАВ.
  • Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и
  • возможные сопутствующие заболевания.
  • Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания
  • лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.
  • Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться
  • убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние
  • здоровья.
  • Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание
  • и поддержку в осуществлении вторичных профилактических
  • мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ,
  • срывов и рецидивов заболевания).
  • Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым
  • мероприятиям.
  • Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка,
  • понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.
Что делать педагогу?
  • Сообщить о своих подозрениях руководству учебного заведения и обсудить тактику действий.
  • Сообщить о своих подозрениях родителям учащегося и убедить их в необходимости грамотно решить возникшую проблему.
  • Помочь организовать встречу со специалистами в области наркологии, дать родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса, телефоны наркологических учреждений.
  • Вместе с родителями провести беседу с учащимися и обеспечить контроль за их поведением и оказание им помощи в условиях учебного учреждения.
  • Объявить учащемуся, что в случае обнаружения у него наркотических средств может быть возбуждено уголовное дело; о противоправных и хулиганских действиях будет сообщено в соответствующие правоохранительные органы.