Методические рекомендации
по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру
 и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях,
 осуществляющих образовательную деятельность по основным
 общеобразовательным программам - образовательным программам начального
 общего, основного общего и среднего общего образования

 В соответствии с частью 7 статьи 66 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон) в образовательной организации, реализующей
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования (далее - общеобразовательные организации), могут быть
созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах
продленного дня (далее - ГПД).
 Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по
организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2
Федерального закона).
 При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за
детьми в ГПД учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (далее - СанПиН).
 Организация питания. В ГПД (помимо завтрака во время учебных
занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед - в 13
- 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.
 Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение
требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и
ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка,
дезинфекция и пр.).
 Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:
 организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха
детей;
 организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для
ослабленных детей;
 организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
 организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.
 Конкретные обязательства общеобразовательной организации по
осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены
в договоре между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с
учётом СанПиН.
 В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона
учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода
за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается
включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной
программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего
образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на
содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных
образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление,
освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).
 Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут
осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны
разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по
присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных)
общеобразовательных организациях.
 Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру
и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны
содержать, в том числе:
 перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого
дня;
 методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в
ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);
 перечень льготных категорий родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
 модель договора между общеобразовательной организацией и родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о
предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
 Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить
размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в
определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей,
социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей,
пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных
переселенцев и др.).
 В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по
присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные
образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий
не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо
организовать разъяснительную работу с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
 Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими
организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов
общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу
за детьми в ГПД.
 В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных
сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального
закона рекомендуется:
 организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу
за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных
услуг;
 организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим
сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления
присмотра и ухода за детьми в ГПД;
 обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части
создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.
 На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение
мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД;
создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан:
net-рoboram@mon.gov.ru.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/569137/#ixzz3HVyHTCol